Что я думаю по поводу российского ВУЗовского образования, и почему я сама ушла из университета

Захотелось вдруг порассуждать на такую общую тему, как система образования в нашей стране.

Когда я училась в старших классах школы, отовсюду внушалось, что успевающие школьники поступают в ВУЗы и получают высшее образование, которое сделает их специалистами и поможет устроиться на хорошо оплачиваемую работу. А не успевающие - идут из ПТУ в строители, рабочие, продавцы и т.п. Либо без ПТУ - прямая дорога на работу, низкооплачиваемую и рутинную.

Сейчас смотря на то время, вспоминая свои мысли, я удивляюсь однозначности тех точек зрения. Я помню, даже ходила во дворец молодежи, проходила специальный платный тест на профориентацию, потому что сама не знала, кем хочу быть. Мне выпало быть фармацевтом, секретарем и еще кем-то. Тест меня разочаровал, потому что учитывал только мои предпочтения внешнего плана - ненормированный рабочий день, общение не с людьми, а с техникой и т.п. - которые я указала. Он не анализировал мои внутренние нераскрытые способности (допустим, технарь я или гуманитарий), которые мне даже не известны в тот момент.

И помню, меня очень возмущало то, что мне надо выбирать профессию до того, как я узнала, в чем она состоит, что от меня требуется, какие знания мне необходимы, какая у нее специфика. Конечно, все знают, что должны делать водители, продавцы или вахтеры. Но что включает в себя должность инженера (ведь много разных инженеров существует), программиста (тоже много разновидностей) или ученого мало кому известна. Конечно, можно пойти в НИИ и поспрашивать у них, но так делают единицы (я таких случаев не слышала, по крайней мере). То есть я лично считаю ошибочной такую систему, при которой молодые люди встают перед выбором, определяющим их дальнейшую жизнь на 5-6 лет, а-то и на всю оставшуюся жизнь (если они не бросят ВУЗ). Они просто не подготовлены к нему. А в школах нет такого предмета в старших классах - профориентация, где бы объясняли как раз то, что нужно делать в определенных профессиях.

И другой момент - общественное мнение. Ну вот принято в нашей стране, что высшее образование - это социальный статус. Хочешь быть "молодцом", изволь пойти в ВУЗ (не так важно какой, но лучше попристижней), тогда тебе обеспечены уважение, тогда тебе открыты офисы с предложениями работы, тогда у тебя больше шансов даже в общении с противоположным полом и т.п. и т.д. Это сильно давит на психику молодежи. Родители тоже не преминут сказать свое веское слово по поводу судьбы своего чада: "Не хочешь быть уборщицей - иди в ВУЗ, получи диплом".

В связи с этой очевидной ошибочностью системы, появились люди, которые прямо так и говорят: "ВУЗовское образование - это пустая трата времени, это запихивание в себя устаревших и ненужных в практике знаний, оно воспитывает "психологию наемного работника" и т.д." (так говорит Сергей Ковалев и Виталий Мануковский). То есть можно узнать новую точку зрения на образование в ВУЗе , совершенно противоположную принятой в обществе. И тем, кто без высшего образования, но чего-то добился и рад жизни, читать подобные вещи очень приятно, потому что все вроде бы правда. Но упускается важный момент, с моей точки зрения.

Сами авторы подобных длинных речей, которые говорят: "Появилась задача - научись всему необходимому для ее решения" и "ВУЗы впихивают в вас массу пустых и ненужных знаний", - являются интернет-предпринимателями, то есть продают свои услуги через интернет. Причем услуги связаны с психологией (решением жизненных проблем) и обучением открытию собственного дела. Понятное дело, что таким профессиям не нужна та масса знаний, которую получает студент за 5 лет. Но возьмем другую профессию, очень важную и довольно распространенную - медик. Допустим, хирург. Сразу же становится очевидной нелепость утверждения "Появилась задача - научись всему необходимому для ее решения". Если так будет, пациент помрет на операционном столе, к сожалению. Чтобы правильно ставить диагнозы, знать анатомию человека, симптомы и течение болезней, лекарства и их действие и еще массу вещей, которые требуются здесь и сейчас, естественно, без основного образования, которое дает ВУЗ, не обойтись. Пример с медиками самый, на мой взгляд, ясный, но подобных профессий немало.

Конечно, я не утверждаю, что эти люди не правы, а права система ВУЗовского образования. Я хотела сказать, что не надо быть столь категоричными в своих рассуждениях. ВУЗовское образование очень старое, эта система проверена временем, но в современном мире, мне кажется, она нуждается в усовершенствованиях, например:

  • Публиковать не только учебники, но и конспекты, не заставляя студентов записывать уже написанное, но объяснять им материал, чтобы складывалось в их головах понимание (а не текст на бумаге).
    Например, я помню со своих студенческих лет в техническом ВУЗе, что на лекциях я не успевала понять то, о чем говорил лектор, потому что боялась не успеть записать то, что он диктует, и остаться с неполным конспектом. Да и требование "Я не поставлю тебе зачет, потому что у тебя нет своего конспекта" просто отпадет за ненадобностью в таком случае.
  • Если теория тесно связана с практикой, не тратить время на лекциях на решение задач на доске, но тратить время на семинарах, чтобы все участвовали и, опять же, понимали, что происходит и как это делается, чтобы сразу же начать применять знания.
  • Пересмотреть программу по таким специальностям, которые сейчас содержат очень много часов на "общие знания". Понятно, что так проще преподавать. Не надо задумываться над тем, что читать этой группе 1-го курса, а что той. Но это драгоценное время студентов, и тратить его потому что "так проще", запихивая в программу все подряд для всех без исключения, не честно по отношению к студентам. К тому же, таким образом, возможно, значительно сократится время обучения, что ВУЗам наоборот вроде бы выгодно.
  • Уволить преподавателей, которые издеваются над студентами, унижая их. Меня очень это бесило и это было одной из причин моего ухода из ВУЗа. Или хотя бы позволить студентам менять не устраивающего их преподавателя (если он и правда плохо учит). Тогда отпадет вопрос "А как узнать, что преподаватель издевается?"
  • Уменьшить бюрократию. Улыбка
  • Использовать новые доступные технологии в обучении: видео, аудио уроки, например. Ведь если задуматься, что лучше нами запоминается - фильм о работе мозга, или глава учебника о работе мозга? Конечно, книги удобны тем, что в любой момент можно найти нужную главу и перечитать ее. Но я не говорю об отказе от книг, а лишь предлагаю дополнить их видео.

Хотелось бы еще поговорить на тему "некоторые не умеют учиться самостоятельно, а только из-под палки", "в ВУЗах воспитывают наемных работников" и "в ВУЗе без денег делать нечего, большая коррупция", но обо всем этом как-нибудь потом.

А теперь я расскажу, почему я сама ушла из ВУЗа, хотя родители были очень против этого и до сих пор жалеют что я не получила высшее образование. Я училась в лицейском классе при МИФИ в Москве 10-11 классы. Попала я туда, потому что программа по математике в обычной школе была для меня столь слабой, что я стала искать узконаправленные учебные заведения поблизости. Слабой она была потому, что до этого я училась в математических классах и гимназиях в разных городах России. И конечно, если класс при МИФИ (Московский инженерно-физический институт), то вопроса с выбором ВУЗа стоять не должно. И я поступала в него и в другой крупный технический ВУЗ - МГТУ им. Баумана. Осталась в последнем. Вобщем, получилось так, что я плавно перешла из мат. класса в технический ВУЗ. О профессии инженера я думала мало, не до этого было (!), надо было подтянуть физику перед экзаменами, ходила учиться отдельно.

Поступила туда... сначала программа была чуть ли не повторением 11 класса, было очень легко, почти все я уже знала, поэтому не чувствовала дискомфорта. На втором курсе поставили нам по математике Лошкарева, который мой любимый предмет превратил в балаган и поставил в один ряд с ненавистной физикой. И когда семестр подходил к концу, в запустении оказалась не только ненавистная многочисленная физика (три предмета по ней на экзамены), но и математика. И тогда я поняла, что дальше математика кончится, и будет одна физика, то есть ситуация будет похожа на текущую, и мне перестало нравиться все в этом ВУЗе, черчение только было исключением, но его на третьем курсе тоже уже не должно было быть. Но я все-таки попыталась сдать экзамены с теми знаниями, что у меня были, понахватала двоек буквально впервые в жизни (за экзамены такого не было до сих пор) и решила, что пересдавать это все у меня нет никаких внутренних сил - садиться учить теорию я не могу физически, меня тошнит от физики. Вот так плавно и быстро я пришла к выводу, что не быть мне инженером и бросила ВУЗ.

Далее я нашла себя в интернете, научилась верстать сайты, кое-что сделала на Drupal и через это узнала азы PHP. И сейчас работаю в компании, создающей сайты, в качестве технолога, верстаю, провожу демонстрации сделанных нами сайтов клиентам и тестирую работу программистов. О ВУЗе вспоминаю с таким отношением: "Я должна была познать это, чтобы понять, что мне это не нужно". И я не жалею, чего и вам желаю, если вы тоже бросили ВУЗ.

P.S.: Мои рассуждения могут быть довольно однобокими, ведь я была только в техническом ВУЗе, о других мало что знаю. Поэтому была бы рада прочитать комментарии, которые покажут точку зрения студентов и бывших студентов ВУЗов другой направленности.

P.P.S.: Ролик в тему:

P.P.P.S Цитата из книги "Освобождение от созависимости" Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж.

Цитата:

В главе 4 мы констатировали, что дети с плохой связью или “привязанные” дети часто боятся мира и любых изменений. Их навыки исследования и риска слабы, они нуждаются в постоянном подкреплении извне. “Привязанные” дети часто бывают негибкими, их чувства закрыты и развивается принудительное поведение. Такие недостатки вредят реальному обучению, которое предусматривает использование органов чувств, наблюдение, размышление и функции чувств. Реальное обучение требует, чтобы у ребенка были развиты способности самовыражения, полный доступ к собственным чувствам, способность включать свое тело в процесс обучения и способность думать.

“Привязанные” дети могут приспособиться к структурам обучения, где используется только функция мышления (что и делает наша современная система образования, основанная на нормах доминанторной культуры).

Мышление, особенно левополушарное (которое наша современная система образования тоже поощряет), поддерживает дисфункциональное поведение “привязанного” ребенка. В западном образовании доминируют функции левого полушария головного мозга: расчлененность, приведение к общему знаменателю, линейное мышление и рациональность.

Существуют и другие способы, при помощи которых системы образования отбивают охоту или мешают образованию связи и завершению эволюционных процессов. Такие способы можно проследить до их источника — доминаторной модели. Подобные подходы:

  • иерархически ранжируют участников, причем студенты и их потребности оказываются в самом низу;
  • учат детей приспосабливаться к системе, наказывая за непосредственность и ограничивая свободы;
  • берут на себя всю ответственность за структурирование и оценивание образовательного опыта ребенка, не поощряя обратной связи с учащимися;
  • укрепляют созависимость, симбиоз и изоляцию;
  • поддерживают систему силой или угрозой силы, используя требование обязательной посещаемости и изгнание (отказ в любви) и требуя степеней и рекомендаций для того, чтобы быть принятым системой;
  • обучают школьников и студентов скорее соревнованию, чем кооперации друг с другом, используя конкурсную систему оценок;
  • запрещают чувства, личные вопросы и социальное взаимодействие в классе, подчеркивая только чисто теоретическое;
  • поощряют жесткие сексуальные роли;
  • обесценивают разнообразие и открытие, а ценят конформизм и пассивность.

P.P.P.P.S. Сейчас лучшие умы человечества заявляют, что образование - самая востребованная сфера деятельности для будущего. В мире большинство людей - необразованные. Вот например, статья, о мире будущего.